Информационное сообщение Банка России от 25.04.2025 "Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 21,00% годовых"
Сообщается, в частности, что Банк России будет поддерживать такую жесткость денежно-кредитных условий, которая необходима для возвращения инфляции к цели в 2026 году. Это означает продолжительный период проведения жесткой денежно-кредитной политики. Дальнейшие решения по ключевой ставке будут приниматься в зависимости от скорости и устойчивости снижения инфляции и инфляционных ожиданий. В рамках базового сценария это предполагает среднюю ключевую ставку в диапазоне 19,5 - 21,5% годовых в 2025 году и 13,0 - 14,0% годовых в 2026 году.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 6 июня 2025 года.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2025)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
В обзоре, в частности, обобщены правовые позиции по спорам, возникающим из договорных, наследственных, земельных, семейных, трудовых, пенсионных и социальных отношений.
Также рассмотрены процессуальные вопросы, приводится практика применения законодательства о юридических лицах, об энергоснабжении, о недрах, о налогах и сборах, таможенного законодательства, положений КоАП РФ, и прочее.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
В обзоре определены правовые позиции по следующим вопросам: квалификация административных правонарушений; производство по делам об административных правонарушениях; исчисление срока давности привлечения лиц к административной ответственности; расчет размера административного штрафа, в том числе с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность; назначение наказания за нарушение антимонопольного законодательства с применением положений статей 4.1, 4.12, 4.4 КоАП РФ.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
Обзор судебной практики разрешения споров о несостоятельности (банкротстве) за 2024 год (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
Определены следующие правовые позиции, в том числе:
понижение очередности требования кредитора в прекращенном деле о банкротстве не препятствует возбуждению нового дела о банкротстве на основании такого требования;
очередность удовлетворения требования о возврате финансирования не может быть понижена, если у кредитора отсутствует интерес в извлечении прибыли из деятельности общества;
при уступке кредитором требования по общему правилу передаются все иные связанные с ним требования как упомянутые в договоре уступки, так и не упомянутые в нем.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
<Письмо> ФНС России от 23.04.2025 N АБ-4-20/4130@ "О выдаче кассового чека"
ФНС обращает внимание на то, что вопрос кассира к покупателю "Нужен вам кассовый чек или нет?" является некорректным.
Продавец обязан:
при предоставлении покупателем абонентского номера или адреса электронной почты выдать покупателю кассовый чек на бумажном носителе и одновременно направить этот кассовый чек в электронной форме;
направить кассовый чек в электронной форме на предоставленный абонентский номер или адрес электронной почты и не выдавать кассовый чек на бумажном носителе, если покупатель проинформирует об этом продавца в любой форме.
Пользователь ККТ имеет возможность бесплатно предоставить покупателю кассовый чек в электронной форме с использованием в том числе личного кабинета покупателя в мобильном приложении продавца либо посредством различных мессенджеров.
При выдаче покупателю кассового чека с использованием информационного ресурса продавца пользователь ККТ не вправе не передавать сведения, идентифицирующие кассовый чек, на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленный покупателем.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
"МР 3.5.0372-25. 3.5. Дезинфектология. Методические рекомендации по организации и проведению дезинфекционных мероприятий на различных объектах в период подготовки и проведения массовых мероприятий. Методические рекомендации" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 03.04.2025)
Настоящие методические рекомендации МР 3.5.0372-25 введены взамен аналогичных рекомендаций МР 3.5.0071-13, утвержденных руководителем Роспотребнадзора, Главным государственным санитарным врачом РФ 24.05.2013.
МР предназначены для специалистов органов и организаций, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор), специалистов организаций, осуществляющих дезинфекционную деятельность, работников объектов, задействованных и привлекаемых к подготовке и проведению массовых мероприятий, а также других заинтересованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.04.2025 N 17-П "По делу о проверке конституционности подпункта 9 пункта 2 статьи 3, пункта 4 статьи 5, подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" в связи с жалобой гражданки В.П. Балябиной"
Отмечено, в частности, что основным законом о приватизации является Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", однако подпункт 9 пункта 2 статьи 3 данного федерального закона исключает из сферы его действия отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Однако специальный федеральный закон, регулирующий такие отношения, не принят.
В отсутствие специального регулирования сложился основанный на конституционном принципе защиты конкуренции подход, в соответствии с которым согласие собственника имущества, закрепленного за государственным или муниципальным унитарным предприятием, на его отчуждение целевым образом без проведения торгов недопустимо, так как является нарушением статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Порядок продажи недвижимого имущества унитарных предприятий закрепляется в правовых актах соответствующих публично-правовых образований. Но в случаях, когда такой порядок не утвержден, отчуждение имущества должно осуществляться с согласия собственника при условии проведения торгов в силу упомянутого конституционного принципа защиты конкуренции.
Обязательное проведение торгов выступает ограничением права унитарного предприятия на свободу осуществления предпринимательской деятельности, равно как и права публичного собственника по своему усмотрению определять юридическую судьбу имущества, и не вступает в противоречие с конституционным принципом соразмерности ограничения прав на основании закона, поскольку за счет предоставления всем заинтересованным лицам равного доступа к муниципальному имуществу поддерживается конкуренция, обеспечивается профилактика правонарушений коррупционной направленности, что способствует максимальной эффективности использования публичной собственности в интересах населения соответствующего публично-правового образования.
Отмечено, что согласие собственника на отчуждение недвижимого имущества унитарного предприятия не может быть произвольным. Собственник обязан учитывать значение такого имущества для предприятия и оценивать необходимость имущества в осуществлении предприятием уставных видов деятельности. Если продажа имущества приведет к невозможности осуществления предприятием уставной деятельности, переход такого имущества в частную собственность возможен только путем преобразования унитарного предприятия в хозяйственное общество.
Таким образом, подпункт 9 пункта 2 статьи 3, пункт 4 статьи 5, подпункт 2 пункта 1 и пункт 5 статьи 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" не противоречат Конституции РФ, поскольку они:
допускают возможность продажи унитарным предприятием закрепленного за ним недвижимого имущества с согласия собственника такого имущества без использования процедур, предусмотренных указанным федеральным законом, при условии если это отчуждение не является способом обхода требований законодательства о приватизации или злоупотреблением правом на отчуждение унитарным предприятием в частную собственность закрепленного за ним имущества и проводится на торгах;
предполагают заключение договора купли-продажи и с единственным участником таких торгов в случае их признания несостоявшимися в связи с отсутствием других участников торгов, если положениями нормативного правового акта, регулирующего проведение этих торгов, или содержанием документации о торгах прямо не предусмотрено, что в этом случае договор не заключается и (или) применяются иные формы реализации соответствующего имущества.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
Приказ Минобрнауки России от 24.03.2025 N 266 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2025 N 81928)
Порядок является обязательным для организаций дополнительного профессионального образования, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение (научные организации или иные юридические лица).
Утратит силу Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам".
Настоящий приказ действует до 1 сентября 2031 года.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.04.2025 N 38 "О единых формах ветеринарных сертификатов"
Уполномоченные органы государств - членов ЕАЭС оформляют ветеринарные сертификаты при перемещении по таможенной территории Союза с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена живых животных и биологических объектов - по форме N 1, пищевой продукции животного происхождения - по форме N 2, технического сырья и кормов (кормовых добавок) - по форме N 3.
Предусматривается, что бланки ветеринарных сертификатов, изготовленные в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 до вступления настоящего решения в силу, используются до их израсходования.
Признается утратившим силу в том числе абзац шестой пункта 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317, которым утверждены аналогичные формы.
Настоящее решение вступает в силу по истечении 90 календарных дней с даты его официального опубликования.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
Проект Федерального закона N 901060-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Ранее Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 320-ФЗ уже был введен механизм, предусматривающий возмещение ущерба, причиненного жилым помещениям граждан, за счет бюджетных средств и средств страхового возмещения по договорам страхования жилых помещений, заключенным в рамках региональных программ добровольного страхования. Такие программы до настоящего времени не утверждены.
Законопроектом предлагается установить федеральный статус для данной программы. Она будет разрабатываться и утверждаться Правительством РФ и реализовываться совместно с субъектами РФ.
Для заключения соответствующих договоров страхования законопроект предусматривает возможность уплаты страховой премии (страхового взноса) одновременно с платой за жилое помещение и коммунальные услуги, а для жилых домов - одновременно с платой за воду, энергоресурсы, вывоз ТКО.
В целях обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций, участвующих в программе, предусматривается механизм создания перестраховочного пула для облигаторного перестрахования рисков гибели и (или) повреждения жилых помещений граждан в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно проекту участие страховщиков, осуществляющих страхование в рамках программы, в перестраховочном пуле и принятие приходящейся на их долю части риска являются обязательными.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
Приказ Ростехнадзора от 25.12.2024 N 421 "О внесении изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, утвержденный Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 ноября 2021 г. N 397" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2025 N 81911)
Таким индикатором будет являться в числе прочего непредставление юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), эксплуатирующим опасный производственный объект, документов, необходимых для его перерегистрации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
Положение Банка России от 13.01.2025 N 850-П "Об обязательных для кредитных организаций, иностранных банков, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через свои филиалы, требованиях к операционной надежности при осуществлении банковской деятельности в целях обеспечения непрерывности оказания банковских услуг" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.04.2025 N 81853)
Требования к операционной надежности должны выполняться путем обеспечения непрерывности выполнения технологических процессов, с соблюдением порогового уровня допустимого времени простоя и (или) нарушения технологических процессов, приводящих к неоказанию или ненадлежащему оказанию банковских услуг.
Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением абзаца седьмого пункта 4 Положения, вступающего в силу с 1 октября 2025 года.
Признано утратившим силу Положение Банка России от 12 января 2022 года N 787-П.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
Проект Федерального закона N 901048-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на запрет рекламы эзотерических и энергетических услуг, духовных практик и развитие механизмов выявления и блокировки ресурсов, содержащих предложения о предоставлении таких услуг"
Речь идет о рекламе услуг алхимиков, астрологов, магов, нумерологов, нутрициологов, регрессологов и иных лиц. В Федеральном законе "О рекламе" предлагается закрепить соответствующую терминологию и определение различных эзотерических услуг, реклама которых не допускается.
Также планируется блокировать ресурсы, которые содержат предложения о предоставлении таких услуг.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"