Оформите бесплатный демо-доступ к КонсультантПлюс и протестируйте все возможности системы

Подберите комплект системы КонсультантПлюс в зависимости от ваших потребностей

Новости

image5
Оплата юридических услуг из конкурсной массы
25.11.2025
image5
В Волгограде издан сборник исследований и изысканий научного и практического характера по актуальным вопросам деликтного права
21.11.2025
image5
В Волгограде прошла 18-ая Всероссийская научно-практическая конференция
11.11.2025
image5
Главная тема номера: Готовые решения (Проф) для бухгалтера и кадровика.
07.11.2025
image5
Поздравляем с профессиональным праздником!
01.11.2025
image5
Учет потерь от брака
24.10.2025
image5
Наши аспиранты-юристы — лучшие на международной конференции!
15.10.2025
image5
Подготовить ответ на требование налоговой помогут новые материалы в системе КонсультантПлюс
10.10.2025

Горячие документы

Постановление Конституционного Суда РФ от 25.11.2025 N 41-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой публичного акционерного общества "Банк ВТБ"

Согласно материалам дела между сторонами был заключен сублицензионный договор о предоставлении права на использование иностранных программ для электронных вычислительных машин на три лицензионных периода (три года). На момент заключения договора реализация ПО не подлежала обложению НДС, но с 1 января 2021 года НДС был введен в отношении прав на ПО, не включенное в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.
При отсутствии у покупателя права на вычет НДС автоматическое взыскание с него в пользу поставщика дополнительного вознаграждения для компенсации последствий изменения налогового законодательства ведет к переложению на покупателя некомпенсируемого имущественного бремени (потерь), а потому к нарушению равенства сторон договора.

КС РФ разъяснил, что при изменении законодательства особую значимость для субъектов длящихся правоотношений приобретает предоставление им возможностей для адаптации к новым нормативным условиям. Отсутствие адаптационных механизмов чревато нарушением конституционных принципов.
Суд постановил признать пункты 1 и 2 статьи 424 ГК РФ, пункт 1 статьи 168 НК РФ и подпункт "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 265-ФЗ в их взаимосвязи не соответствующими Конституции РФ. Законодателю предписано устранить выявленный пробел.

Одновременно КС РФ разъяснил порядок действий до внесения в законодательство необходимых изменений, в случае если стороны не достигли с соблюдением гражданского законодательства соглашения об изменении цены длящегося договора или о его расторжении.

Так, в частности: поставщик вправе обратиться в суд с требованием об увеличении цены в пределах половины приходящейся на соответствующую операцию суммы налога, которая уплачивается в бюджет; цена, согласованная с физлицом, не может быть изменена, за исключением случаев, когда физлицо осуществляет предпринимательскую деятельность; вопрос об увеличении цены применительно к отношениям, связанным с закупкой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, разрешается с учетом установленных законодательством особенностей.

Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс" 

Письмо Минстроя России от 21.11.2025 N 71782-ИФ/09

Индексы рассчитаны для 85 субъектов РФ, а также для ЗАТО г. Саров, на территории которых в том числе осуществляется строительство объектов капитального строительства, имеющих отраслевую специфику.

Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс" 

Постановление Конституционного Суда РФ от 24.11.2025 N 40-П "По делу о проверке конституционности части пятой статьи 231 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Зарубанова Николая Викторовича"

Не противоречащей Конституции РФ признана часть пятая статьи 231 УПК РФ в той мере, в какой данная норма по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагает после отмены вышестоящим судом приговора с передачей уголовного дела в суд первой инстанции на новое судебное разбирательство в ином составе суда со стадии подготовки к судебному заседанию разрешение судом ходатайства подсудимого о проведении предварительного слушания для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.

Отмечается, что передача уголовного дела на новое судебное разбирательство в ином составе суда со стадии подготовки к судебному заседанию неизбежно предполагает утрату первоначальным постановлением о назначении судебного заседания своей силы, влечет необходимость повторного производства процессуальных действий и принятия процессуальных решений в порядке статей 227-232 УПК РФ, поскольку иное противоречило бы стадийности (инстанционности) уголовного процесса.

Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"

Постановление Правительства РФ от 21.11.2025 N 1855 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2024 г. N 744"
В перечень включены позиции, имеющие коды вида медицинского изделия 209980, 255030, 155640.

Внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 31.05.2024 N 744 и в Правила маркировки отдельных видов технических средств реабилитации средствами идентификации.

Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"

Постановление Правительства РФ от 02.10.2025 N 1515 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 г. N 490"

Теперь отсрочку смогут получить также ИТ-специалисты из аккредитованных ИТ-компаний, завершившие обучение в год очередного призыва на военную службу, но не получившие документ об образовании на момент сбора списков от аккредитованных организаций. В указанном случае оригинал такого документа необходимо предоставить на заседание призывной комиссии.

Кроме этого:
скорректирован перечень ИТ-специальностей для получения отсрочки;
установлена необходимость указания в списках на отсрочку занимаемых ИТ-специалистами должностей;
закреплено требование о подтверждении для Минцифры России аккредитованными организациями оснований для признания иностранных документов об образовании.

Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс" 

Проект Федерального закона N 1026190-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации" (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики) (текст принятого закона, направляемого в СФ ФС РФ)
Законопроект уточняет положения о налоговом администрировании, в том числе в части взыскания задолженности и проведения налогового контроля, а также вносит изменения в порядок уплаты некоторых налогов и сборов - НДС, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ, имущественных налогов, страховых взносов, госпошлины.

В числе прочего повышается ставка НДС с 20% до 22%; уменьшается предельный размер дохода для налогоплательщиков на УСН, при превышении которого возникает обязанность уплачивать НДС.

Введен дополнительный объект налогообложения акцизами - направление на давальческую переработку за пределами РФ нефтяного сырья, внесены уточнения в ставки акцизов.

Кроме того, законопроектом вводится уплата технологического сбора, взимаемого в связи с ввозом в РФ электронной компонентной базы (электронных модулей) и (или) промышленной продукции, содержащей электронную компонентную базу (электронные модули), или производством таких продукции и компонентов на территории РФ.

Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс" 

Проект Федерального закона N 1075364-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект разработан в целях обеспечения максимального использования возможностей системы индивидуального (персонифицированного) учета не только для целей обязательного пенсионного страхования, но и для формирования прав на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, определения его размера и информирования граждан об имеющихся у них правах.

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 июля 2026 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 сентября 2026 года.

Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"

Постановление Правительства РФ от 20.11.2025 N 1845 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2024 г. N 675"
В частности, уточнены порядок нанесения средств идентификации на потребительскую упаковку указанных лекарственных препаратов, порядок представления сведений в информационную систему мониторинга, порядок реализации без маркировки средствами идентификации произведенных и нереализованных лекарственных препаратов для ветеринарного применения.

Также установлено, что с 1 марта 2026 г. участники оборота товаров в отношении товаров, имеющих действующее регистрационное удостоверение лекарственного препарата для ветеринарного применения (коды ТН ВЭД ЕАЭС 3002 49 000 1, 3808 91 100 0 и коды ОКПД 2 20.20.11.000, 21.10.60.194), представляют в информационную систему мониторинга сведения о кодах идентификации, и (или) кодах идентификации групповых упаковок, и (или) кодах идентификации транспортных упаковок при осуществлении ввода товаров в оборот и вывода товаров из оборота, при этом сведения в рамках сделок, предусматривающих переход права собственности на такой товар, а также в рамках договоров комиссии, и (или) агентских договоров, и (или) договоров подряда, и (или) договоров поручения в информационную систему мониторинга не передаются по 31 августа 2026 г. (включительно).

С 1 сентября 2026 г. участники оборота товаров в отношении указанных товаров представляют в информационную систему мониторинга сведения о кодах идентификации, и (или) кодах идентификации групповых упаковок, и (или) кодах идентификации транспортных упаковок как при вводе товаров в оборот и выводе товаров из оборота, так и в рамках сделок, предусматривающих переход права собственности на такие товары, а также в рамках договоров комиссии, и (или) агентских договоров, и (или) договоров подряда, и (или) договоров поручения.

Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"

"Вопрос-ответ о применении налогового ареста в банкротстве" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)

Сообщается, в частности, что в силу пункта 2.1 статьи 73 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) в случае неуплаты в течение одного месяца задолженности, указанной в решении о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество в соответствии с данным кодексом, либо вступления в силу решения, предусмотренного пунктом 7 статьи 101 данного кодекса, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) без согласия налогового органа, имущество, в отношении которого применен указанный способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) или принята обеспечительная мера, признается находящимся в залоге у налогового органа на основании закона.

Положения указанной нормы прямо указывают на возникновение залога в силу закона, что соотносится с содержанием пункта 1 статьи 334.1 ГК РФ, статей 18.1 и 138 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).

Кроме того, в рамках налоговых правоотношений при наложении ареста в порядке статьи 77 НК РФ и применении обеспечительных мер в соответствии со статьей 101 НК РФ происходят идентификация и отделение имущества, что подтверждает особый характер возникающих залоговых прав государства в силу закона. Результаты идентификации и отделения имущества должника подлежат обязательному публичному раскрытию на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, с указанием имущества, в отношении которого вынесено соответствующее решение (пункт 4 статьи 72 НК РФ).

По этой причине арест, наложенный налоговым органом, порождает на основании пункта 2.1 статьи 73 НК РФ залог в силу закона, поэтому требования налогового органа в деле о банкротстве устанавливаются как обеспеченные залогом и налоговый орган как кредитор имеет права залогодержателя в отношении имущества, на которое ранее был наложен арест.

Также необходимо учитывать, что применение налоговым органом обеспечительных мер и последующее возникновение залоговых прав обусловлены публичными обязательствами и по смыслу пункта 4 статьи 61.4 Закона о банкротстве сами по себе не являются оспоримыми сделками.

Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"

"Вопросы, связанные с применением отдельных положений Федерального закона от 31 июля 2025 г. N 287-ФЗ О внесении изменений в часть первую НК РФ и Федерального закона "Об исполнительном производстве" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)

Представлены ответы на вопросы, касающиеся, в частности: направления информационного сообщения о задолженности в размере сумм, не учитываемых в совокупной обязанности налогоплательщика; рассмотрения административного искового заявления в случае отсутствия информационного сообщения; документов, прилагаемых к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций при обращении налогового органа в суд; начисления пени в случае обжалования действий налоговых органов и др.

Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"

Информационное сообщение Минфина России от 19.11.2025 N ИС-аудит-82 "Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии"

С 1 января 2026 года вступает в силу Приказ ФНС России от 17 сентября 2025 г. N ЕА-7-1/798@, которым в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" утверждены, в частности, порядок представления аудиторского заключения о консолидированной финансовой отчетности и документы, обеспечивающие формирование и представление уведомления о представлении аудиторского заключения.

Сообщается о порядке представления документов, их форматах, о требованиях к содержанию уведомления и контрольных показателях в уведомлении, а также об основаниях для отказа в приеме документов.

В приложениях приведены блок-схемы определения документов, которые аудиторская организация должна представить в налоговый орган при аудите нераскрываемой и раскрываемой консолидированной финансовой отчетности.

Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс" 

Контактная информация

    400005, область Волгоградская,

    г. Волгоград, ул. Советская, 34

    Тел. (8442) 43-27-27

    info@consvlg.ru

    Горячая линия hotline@consvlg.ru