Информационное сообщение Банка России от 19.12.2025 "Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 50 б.п., до 16,00% годовых"
Отмечается, что экономика продолжает возвращаться к траектории сбалансированного роста. Устойчивые показатели текущего роста цен в ноябре снизились. В то же время в последние месяцы инфляционные ожидания несколько возросли. Кредитная активность остается высокой.
Банк России будет поддерживать такую жесткость денежно-кредитных условий, которая необходима для возвращения инфляции к цели. Это означает продолжительный период проведения жесткой денежно-кредитной политики. Дальнейшие решения по ключевой ставке будут приниматься в зависимости от устойчивости замедления инфляции и динамики инфляционных ожиданий.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 13 февраля 2026 года.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
<Письмо> Минстроя России от 16.12.2025 N 77907-ИФ/09 <Об индексах изменения сметной стоимости строительства на IV квартал 2025 года>
Приводятся в том числе индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ, сметных цен услуг на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
<Письмо> Минпросвещения России от 04.12.2025 N ОК-3653/03 "О направлении информации"
Так, "Последний звонок" рекомендовано провести 26 мая 2026 года, школьные выпускные - 27 июня 2026 года.
При проведении торжественных школьных выпускных следует предусмотреть:
церемонию поднятия Государственного флага и исполнение Государственного гимна РФ;
чествование представителей многопоколенных и многодетных семей;
выступления родителей (в том числе награжденных государственными наградами РФ и субъектов РФ, участников СВО) обучающихся.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
Информационное письмо Банка России от 16.12.2025 N ИН-03-59/110 "О реструктуризации кредитов (займов) субъектов МСП"
Кредиторам рекомендуется удовлетворять заявления заемщиков – субъектов МСП об изменении условий кредитного договора (договора займа), а также оперативно направлять заемщикам уточненную информацию по платежам.
По принятым решениям рекомендовано информировать территориальные учреждения Банка России, расположенные в соответствующих субъектах РФ.
Изложенные рекомендации применяются с 1 января по 31 декабря 2026 г. включительно.
БКИ и кредиторам рекомендовано не учитывать в моделях оценки вероятности дефолта заемщика и расчете индивидуального рейтинга субъекта кредитной истории, в качестве фактора, ухудшающего оценку заемщика, проведенную реструктуризацию.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
Постановление Правительства РФ от 17.12.2025 N 2051 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 августа 2016 г. N 740"
Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.08.2016 N 740 в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства".
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
Решение Совета директоров Банка России от 09.12.2025 "Об определении перечня информации, которую некредитные финансовые организации вправе не раскрывать, и перечня информации, не подлежащей раскрытию на сайте Банка России"
Некредитные финансовые организации (НФО), в том числе центральные контрагенты и центральные депозитарии, вправе не раскрывать сведения, в частности, о лицах, входящих в состав органов управления, структуре и составе акционеров (участников), о рисках и сделках, если их раскрытие может привести к введению мер ограничительного характера, а также некоторые сведения о деятельности НФО и показатели отчетности.
Также определен перечень информации, которую Банк России до 31.12.2026 включительно не размещает на своем официальном сайте, в связи с тем, что ее раскрытие может привести к введению мер ограничительного характера.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
<Письмо> ФНС России от 15.12.2025 N АБ-4-20/11248@ "О направлении методических рекомендаций"
С 1 января 2026 года Федеральным законом от 28.11.2025 N 425-ФЗ установлена ставка НДС в размере 22 процента.
Сообщается о формировании кассовых чеков:
при возврате товара с 01.01.2026, который был реализован до 01.01.2026;
в случае коррекции, если в кассовом чеке, сформированном до 01.01.2026, допущена ошибка и необходимо ее исправить;
в случае когда предварительная оплата в счет предстоящей поставки товара была получена до 01.01.2026, а передача предмета расчета (реализация товара) произведена начиная с 01.01.2026;
в случае если товар, облагаемый по ставке НДС 20%, был отгружен до 01.01.2026 без оплаты, а окончательная оплата по нему была произведена после 01.01.2026.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
Приказ ФАС России от 09.12.2025 N 1053/25 "Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2026 год" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2025 N 84596)
Приводятся наименование субъекта РФ, а также минимальные и максимальные уровни тарифов на периоды с 01.01.2026 по 30.09.2026 и с 01.10.2026 по 31.12.2026.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
<Письмо> Минстроя России от 11.12.2025 N 76669-ДН/04 <О реестре собственников помещений в многоквартирном доме>
В письме содержатся следующие выводы:
управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в МКД;
управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива должны предоставить лицу, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в МКД, реестр собственников помещений с указанием документов, подтверждающих право собственности на помещения;
положения действующего законодательства не возлагают на собственника помещений обязанности предоставлять лицам, осуществляющим управление МКД, сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений;
фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещений в МКД могут быть предоставлены лицам, осуществляющим управление многоквартирным домом, в составе выписки из ЕГРН только при условии наличия в ЕГРН записи о возможности предоставления персональных данных правообладателя объекта недвижимости, которая, в свою очередь, делается на основании соответствующего заявления правообладателя;
в случае если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо, то сведения являются общедоступными и указываются в выписках из ЕГРН по запросам любого лица.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.2025 N 46-П "По делу о проверке конституционности абзаца пятого статьи 2, абзацев седьмого, девятого и десятого пункта 1 статьи 126, абзацев третьего и пятого пункта 2 статьи 213.11, абзаца четвертого пункта 5 статьи 213.25 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", пункта 7 части 1 статьи 47, части 4 статьи 69.1, частей 1 и 15 статьи 103 Федерального закона "Об исполнительном производстве", части третьей статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, частей первой, третьей, седьмой и девятой статьи 115 и статьи 115.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, частей первой и второй статьи 31, частей второй и третьей статьи 32 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации"
Не соответствующими Конституции РФ признаны: абзац пятый статьи 2, абзацы седьмой, девятый и десятый пункта 1 статьи 126, абзацы третий и пятый пункта 2 статьи 213.11, абзац четвертый пункта 5 статьи 213.25 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", пункт 7 части 1 статьи 47, часть 4 статьи 69.1, части 1 и 15 статьи 103 Федерального закона "Об исполнительном производстве", часть третья статьи 86 УК РФ, части первая, третья, седьмая и девятая статьи 115 и статья 115.1 УПК РФ, части первая и вторая статьи 31, части вторая и третья статьи 32 УИК РФ в той мере, в какой они в их взаимосвязи в системе действующего правового регулирования не обеспечивают:
надлежащего правового механизма снятия ареста, наложенного в рамках уголовного дела для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска на имущество юридического лица, признанного банкротом;
определенность в вопросе очередности удовлетворения требования о взыскании уголовного штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания гражданину, признанному банкротом.
Конституционный Суд также постановил, что уголовный штраф, назначенный в качестве дополнительного наказания, взыскивается в числе требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в третью очередь.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.2025 N 45-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзаца третьего части третьей статьи 120 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом ММК"
Взаимосвязанные пункт 2 статьи 797 ГК РФ и абзац третий части третьей статьи 120 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку они, регламентируя лишь отношения, возникающие из договора перевозки, не лишают собственника груза, к которому право собственности на груз перешло от грузоотправителя при его сдаче перевозчику железнодорожным транспортом, права на защиту своих законных интересов в случаях недостачи груза или его повреждения (порчи), позволяя прибегнуть к правовым гарантиям, связанным с наступлением указанных случаев, при вступлении в иные, за пределами отношений перевозки, договорные отношения.
В то же время указанные нормы признаны не соответствующими Конституции РФ и ее статьям в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им официальным толкованием и правоприменительной практикой, исключают из числа гражданско-правовых инструментов, которыми могут быть обеспечены права и законные интересы собственников перевозимых грузов при железнодорожных перевозках, в которых станция отправления и станция назначения находятся в пределах территории Российской Федерации, передачу грузоотправителем или грузополучателем собственнику груза, к которому право собственности на груз перешло от грузоотправителя при его сдаче перевозчику, права предъявления претензий и исковых требований к перевозчику в случае недостачи груза или его повреждения (порчи), не обусловленных обстоятельствами, возникшими до момента сдачи груза перевозчику, с одновременным отказом соответственно грузоотправителя или грузополучателя от возможности реализации такого права.
Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование. До этого при железнодорожных перевозках, в которых станция отправления и станция назначения находятся в пределах территории Российской Федерации, когда право собственности на груз перешло собственнику от грузоотправителя при его сдаче перевозчику:
допускается предъявление собственником груза претензий и исковых требований к перевозчику в случае недостачи груза или его повреждения (порчи), не обусловленных обстоятельствами, возникшими до момента сдачи груза перевозчику, если право предъявлять эти требования к перевозчику передано собственнику грузоотправителем или грузополучателем, которым оно не было ранее реализовано;
собственник груза наряду с документами, которые должен представлять при предъявлении таких требований грузоотправитель или грузополучатель, должен также представить документы, подтверждающие переход к нему права собственности на груз указанным выше образом и передачу ему грузоотправителем или грузополучателем права предъявлять соответствующие требования к перевозчику;
указанные требования подлежат рассмотрению на основе Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и главы 40 ГК РФ;
предъявление этих требований собственником груза исключает предъявление и рассмотрение требований соответственно грузоотправителя или грузополучателя, основанных на тех же фактических обстоятельствах;
если право предъявлять соответствующие требования к перевозчику не передано грузоотправителем или грузополучателем собственнику в рамках договорных отношений между ними, он вправе требовать от грузоотправителя передачи такого права. При отказе грузоотправителя передать данное право, имевшем место после вступления в силу настоящего постановления, – притом что сам грузоотправитель такие требования к перевозчику в интересах собственника не предъявляет – по истечении срока исковой давности на их предъявление потребовать от грузоотправителя возмещение вреда, причиненного собственнику таким бездействием.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
Федеральный закон от 15.12.2025 N 490-ФЗ "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Согласно подписанному закону право повторно получить среднее профессиональное образование по другой профессии или специальности за счет бюджетных средств предоставлено военнослужащим Вооруженных Сил РФ и Росгвардии, гражданам, призванным на военную службу по мобилизации, гражданам, заключившим контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ или войска Росгвардии при условии их участия в специальной военной операции или выполнения ими задач по отражению вооруженного вторжения на территорию РФ, в ходе вооруженной провокации на государственной границе РФ и приграничных территориях, прилегающих к районам проведения СВО, находящимся (находившимся) на указанных территориях служащим (работникам) правоохранительных органов РФ, гражданам, выполняющим (выполнявшим) служебные и иные аналогичные функции на таких территориях, лицам, принимавшим участие в боевых действиях в составе воинских формирований и органов ДНР и ЛНР начиная с 11 мая 2014 года.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
Федеральный закон от 15.12.2025 N 488-ФЗ "О внесении изменения в статью 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
В настоящее время гражданин, подлежащий призыву на военную службу, обязан уведомить военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, о выезде в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания.
Федеральным законом от 04.11.2025 N 412-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" закреплен круглогодичный порядок работы призывных комиссий. Также установлено, что призыв граждан на военную службу будет проводиться не периодами, а в течение всего календарного года с 1 января по 31 декабря (за исключением отправки граждан к местам прохождения военной службы, которая будет осуществляться два раза в год с 1 октября по 31 декабря и с 1 апреля по 15 июля).
В связи с этим установлено, что граждане, подлежащие призыву, теперь обязаны сообщать в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, обо всех фактах выезда на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, без привязки к периоду проведения призыва.
Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2026 года.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
Федеральный закон от 15.12.2025 N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 16.01.2025 N 1-П внесены поправки в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
Федеральный закон от 15.12.2025 N 489-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Правонарушение повлечет наложение штрафа в размере от 2000 до 5000 рублей.
Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2025 N 44-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Полежаева Алексея Викторовича"
Часть первая статьи 236 ТК РФ признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования она предполагает начисление в соответствии с установленными правилами процентов (денежной компенсации) на присужденную работнику в связи с несчастным случаем на производстве сумму компенсации морального вреда за период неисполнения (задержки исполнения) работодателем судебного решения о взыскании с него указанной компенсации начиная со дня, следующего за днем вступления в законную силу указанного решения суда, по день фактического расчета включительно.
Указанная норма предполагает, что за период, когда решение суда о выплате работнику компенсации морального вреда не исполнено, работник, будучи незаконно лишенным причитающихся ему денежных средств, имеет право на применение предусмотренного данной нормой компенсационного механизма.
Иное создавало бы предпосылки для нарушения права работника на компенсацию морального вреда в связи с несчастным случаем на производстве путем уклонения работодателя – без каких бы то ни было негативных для него последствий – от своевременного исполнения решения суда о взыскании данной компенсации и тем самым не только необоснованно ограничивало бы право работника на судебную защиту, но и противоречило бы конституционным принципам справедливости, уважения человека труда и самого труда, а также предписаниям об охране труда и здоровья граждан.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
Проект Федерального закона N 1096244-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
За неприменение ККТ в установленных законодательством случаях минимальный размер штрафа предлагается увеличить с 10 до 30 тысяч рублей для должностных лиц и с 30 до 150 тысяч для юрлиц.
За повторное совершение указанного административного правонарушения, в случае если сумма расчетов составила менее 1 миллиона рублей, предлагается налагать штраф на должностных лиц в размере не менее 60 тысяч рублей, на юрлиц - не менее 300 тысяч рублей.
За повторное правонарушение лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за неприменение ККТ более двух раз, в случае если сумма расчетов составила менее 1 миллиона рублей, минимальный штраф может составить 150 тысяч рублей для должностных лиц и 750 тысяч рублей для юрлиц.
Кроме того, дополнен состав правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 14.5 КоАП РФ, за счет включения в него нарушения сроков и условий снятия ККТ с регистрационного учета.
При этом законопроект не предусматривает ответственности за правонарушения, предусмотренные указанной нормой для должностных лиц, а штраф, налагаемый на юрлиц, увеличен до 50 тысяч рублей (сейчас - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей).
Уточнены положения, касающиеся условий освобождения от административной ответственности лица, добровольно заявившего в налоговый орган о неприменении им ККТ (применении ККТ с нарушением установленных требований).
Установлено, что индивидуальные предприниматели по нарушениям, предусмотренным частями 2 – 2.2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ, несут ответственность как юридические лица.
Также, в частности, законопроектом вводится положение, согласно которому дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 – 2.2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ, могут быть возбуждены налоговым органом без взаимодействия с контролируемым лицом, если имеются достаточные данные, указывающие на наличие правонарушения, которые получены в ходе контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.
Перейти в текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"
Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2023 г. N 894"
Проектом в перечень таких изделий включаются презервативы, шприцы, инфузионные системы, салфетки, пробирки, аппаратуры для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура, инкубаторы для новорожденных, имплантаты для пластической хирургии и косметологии в виде филлеров и косметических нитей, медицинские маски.
Также в числе прочего уточняются порядок выполнения участниками оборота требований законодательства о направлении уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, порядок передачи участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке, в информационную систему мониторинга сведений о конкретном адресе места осуществления деятельности производителей товаров.
Скачать текст документа
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс"