Баннер в шапке
Официальный сайт
СПС "КонсультантПлюс"
(Официальный сайт)

Трудовая инспекция: актуальные вопросы проверки

Трудовая инспекция: актуальные вопросы проверки

Ведущий интервью – Ларина Марина Сергеевна, представитель ООО «КонсультантПлюс Волгоград».

На вопросы отвечает Карамдин Юрий Владимирович, руководитель Государственной инспекции труда–главный государственный инспектор труда в Волгоградской области

М.С. Ларина: Добрый день, Юрий Владимирович! В начале нашей беседы расскажите о правовых основах проведения проверок.

Ю.В. Карамдин: Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Данным Федеральным законом устанавливаются:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также — органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля);

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Также Федеральным законом №  294 установлены особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора).

В частности, одним из таких видов является федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В связи с чем, ст.360 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) установлен порядок организации и проведения проверок работодателей. Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Во всех случаях предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Кроме перечисленных выше законодательных норм, проведение проверок регламентируется Административным регламентом, который определяет порядок осуществления мероприятий по федеральному государственному надзору в трудовой сфере, а также сроки и последовательность действий (административных процедур) и порядок взаимодействия с работодателями в процессе осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Таким образом, работодателям необходимо понимать, что осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства – это строго урегулированные (регламентированные) административные процедуры.

 

М.С. Ларина: Юрий Владимирович, уточните, какие проверки могут быть проведены государственной инспекцией труда?

Ю.В. Карамдин: Проверки подразделяются на плановые и внеплановые. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с полномочиями федеральной инспекции труда ежегодных планов, правила разработки которых регламентированы постановлением Правительства РФ.

Основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии со ст.360 ТК РФ является:

  1. истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  2. поступление в федеральную инспекцию труда:

a)     обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;

b)    обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем;

c)     обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

d)    запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового Кодекса;

e)     наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

 

М.С. Ларина: Юрий Владимирович, расскажите подробнее, что представляют собой плановые проверки на практике.

Ю.В. Карамдин: Как уже было сказано ранее, плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана, который формируется в предшествующий проверке год. Например, проект ежегодного плана проведения проверок на 2021 год разрабатывается до 30.08.2020 года.

Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры для согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.

Далее проект плана направляется в установленном порядке на согласование в прокуратуру региона. На официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ размещается сводный план проверок по всем органам контроля (надзора).

Согласованный ежегодный план проведения проверок размещается на официальном сайте Гострудинспекции до 30.12.2020г.

 

М.С. Ларина: Юрий Владимирович, поясните, что является основанием для включения организации в ежегодный план проверок?

Ю.В. Карамдин: Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется с применением риск-ориентированного подхода, в связи с чем в ежегодный план включаются хозяйствующие субъекты с периодичностью в зависимости от присвоенной категории риска.

В трудовой сфере деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями (далее соответственно — юридические лица, индивидуальные предприниматели), относится к категориям риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (жизнь и здоровье работников, трудовые права работников, связанные с невыплатой в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений).

Всего определено пять категорий риска:

а) высокий риск

б) значительный риск

в) средний риск

г) умеренный риск

д) низкий риск

Рассчитываются показатели риска и устанавливается периодичность проведения плановых проверок по методике, определенной постановлением Правительства РФ от 01.09.2012г. №  875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 года №  806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

¾  для категории высокого риска — один раз в 2 года;

¾  для категории значительного риска — один раз в 3 года;

¾  для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 5 лет;

¾  для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет.

В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

 

М.С. Ларина: Юрий Владимирович, проясните теперь ситуацию с внеплановыми проверками.

Ю.В. Карамдин: Об основаниях проведения внеплановых проверок мы уже говорили выше. Внеплановая проверка может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Однако, как было указано ранее, имеются особенности, касающиеся федерального надзора в трудовой сфере, а именно: внеплановая выездная проверка по обращениям и заявлениям граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством или обращениям и заявлениям граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры без согласования с органами прокуратуры.

Внеплановые документарные проверки не требуют проведения согласования с органами прокуратуры.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя. При этом, вернемся опять же к особенностям федерального надзора в трудовой сфере: предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основаниям, указывающих на факты нарушений работодателями требований трудового законодательства, факты уклонения от оформления трудового договора или обращения (заявления) работника о нарушении работодателем его трудовых прав (абз.4,5,6 ч.7 ст.360 ТК РФ), не допускается.

 

М.С. Ларина: Юрий Владимирович, расскажите про алгоритм проведения проверок.

Ю.В. Карамдин: Любая проверка, проводимая Государственной инспекцией труда в Волгоградской области, независимо от её вида (плановая или внеплановая), начинается с издания распоряжения. Типовая форма распоряжения установлена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009г. №  141 «О реализации положений Федерального закона „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“, как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

В распоряжении указываются:

  • наименование органа государственного контроля (надзора). В нашем случае — это Государственная инспекция труда в Волгоградской области.
  • фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки;
  • наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • правовые основания проведения проверки;
  • подлежащие проверке обязательные требования, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если проводится плановая проверка;
  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  • перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
  • перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки
  • даты начала и окончания проведения проверки;
  • иные сведения, если это предусмотрено типовой формой распоряжения.

При проведении плановых проверок всех работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, государственные инспекторы труда используют проверочные листы (списки контрольных вопросов).

В проверочные листы (списки контрольных вопросов) включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предъявляемые к работодателю.

Проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, составляющих предмет проверки.

В нашем случае, проверочные листы были разработаны и утверждены Федеральной службой по труду и занятости (Роструд). (Приказ Роструда от 10.11.2017 №  655 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».) Ознакомиться с проверочными листами можно на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), а также в открытом доступе в сети Интернет и в любой информационно-справочной системе.

При проведении внеплановых проверок, государственными инспекторами труда исследуются вопросы, поставленные в документах, являющихся основанием для назначения внеплановой проверки. Если таким основание является жалоба работника, то проводится проверка, изложенных заявителем, доводов. Если основанием является приказ, изданный во исполнение поручения Президента РФ или Правительства РФ, то соответственно, исследуются вопросы, касающиеся таких поручений.

 

М.С. Ларина: И вот проверка проведена, что в итоге, чем заканчивается?

Ю.В. Карамдин: Любая проверка заканчивается оформлением акта, который оформляется по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки установлена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (ред. от 30.09.2016) «О реализации положений Федерального закона „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“ (Зарегистрировано в Минюсте России 13.05.2009 N 13915. В акте проверки указываются:

  • дата, время и место составления акта проверки;
  • наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
  • дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  • наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
  • подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

 

М.С. Ларина: Юрий Владимирович, если в результатах проверки выявятся нарушения, будут ли применять какие-либо меры в отношении работодателей?

Ю.В. Карамдин: В случае выявления в ходе проверки нарушений требований трудового законодательства, государственные инспекторы труда обязаны принять меры инспекторского реагирования в целях пресечения совершения правонарушений со стороны работодателя посредством выдачи предписания об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.

 

М.С. Ларина: Юрий Владимирович, можете дать рекомендации, как подготовиться к проверкам государственной инспекции труда?

Ю.В. Карамдин: Понятно, что заранее подготовиться к внеплановой проверке не возможно. Однако избежать внеплановых мероприятий вполне по силам любому работодателю. Для этого необходимо строго соблюдать требования трудового законодательства, чтобы не нарушать трудовые права работников. Тогда не будет и оснований для проведения внеплановых проверок.

Другое дело – плановые проверки.

Учитывая, что плановые проверки проводятся на основании утвержденного плана, который размещается в открытом доступе в сети Интернет, о чем мы подробно рассказали выше, у каждого работодателя имеется возможность подготовиться к проведению такой проверки заблаговременно. Если организация включена в план проверок, рекомендуем работодателям изучить проверочные листы и удостовериться, что их действия соответствуют требованиям трудового законодательства (для этой цели проверочные листы являются существенной подсказкой). А при необходимости, устранить нарушения. Кроме того до начала проведения плановой проверки, каждый работодатель будет заранее извещен Государственной инспекцией труда в Волгоградской области о начале проверки, как того требует законодательство, регламентирующее проведение проверок.

Еще одним подспорьем для работодателей является федеральный ресурс ОНЛАЙНИНСПЕКЦИЯ.РФ, на котором, с помощью сервиса «Электронный инспектор» можно самостоятельно пройти предварительную проверку (самопроверку) соблюдения требований трудового законодательства. Для проведения самопроверки в настоящее время доступно 200 тематических проверочных листов, охватывающих все правоотношения, регулируемые трудовым законодательством, в том числе вопросы охраны труда. По результатам такой «самопроверки», система сформирует акт, где будут указаны несоответствия требованиям трудового законодательства и, что немаловажно, даны рекомендации об их устранении и правовое обоснование.

Следует отметить, что ОНЛАЙНИНСПЕКЦИЯ.РФ является уникальным ресурсом, который представляет собой комплекс консультативных и правовых сервисов, которые помогут и работникам, и работодателям в защите своих интересов в сфере трудовых отношений. В настоящее время портал предоставляет следующие возможности:

  • Получить руководство по решению той или иной проблемы в сфере трудовых отношений с помощью сервиса «Трудовой навигатор», «Дежурный инспектор», «Электронный инспектор», включающего в себя разделы для работников и для работодателя.
  • Сообщить о проблеме. Благодаря этому сервису работники могут заявить о неправомерных действиях работодателя, заполнив соответствующее заявление в электронном виде непосредственно на портале. При этом, обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
  • Ознакомиться с часто задаваемыми вопросами.
  • Принять участие в обсуждении вопросов, связанных с трудовыми отношениями.
  • Ознакомиться с новостями трудового законодательства и деятельности Роструда.

Также действуют сервисы:

  • электронная система досудебного обжалования, которая будет полезна и работникам, и работодателям;
  • система памяток в виде энциклопедий решенных трудовых проблем;
  • система проверочных листов для работодателей, с помощью которой работодатель может самостоятельно пройти проверку и убедиться, что нарушения трудового законодательства отсутствуют, либо увидеть, что предстоит сделать.

Полагаем, что особый интерес может представлять сервис «Поддержка малого и среднего бизнеса», где представлены основные требования трудового законодательства для субъектов малого и среднего предпринимательства/бизнеса, собранные из разных сервисов портала.

 

М.С. Ларина: Юрий Владимирович, есть ли какие-то изменения или особенности проведения проверок в текущем году, связанных с распространениям коронавирусной инфекции?

Ю.В. Карамдин: Да, 2020 год стал особенным в связи с коронавирусной инфекцией.

В этой связи, многое поменялось и в области осуществления федерального государственного надзора в сфере труда.

В частности, ввиду введения ограничительных мер, отменены плановые проверки работодателей, за исключением тех, чья деятельность отнесена к категории чрезвычайно высокого или высокого риска. Также ограничено проведение внеплановых проверок, за исключением тех, где основанием являются обращения работников о незаконном увольнении, невыплата заработной платы, причинение (угроза причинения) вреда жизни и здоровью работников. О чем неоднократно, в публичном пространстве, специально акцентировалось внимание предпринимательского сообщества Президентом РФ и Председателем Правительства РФ.

Кстати, еще раз вернемся к ресурсу ОНЛАЙНИНСПЕКЦИЯ.РФ, где реализован специальный сервис «Коронавирус горячая линия». На данной странице представлены сервисы (в части трудового законодательства), которыми можно воспользоваться в связи с распространением коронавирусной инфекции Covid-19.

 

Ю.В. Карамдин: В заключении хотелось бы сказать следующее. В настоящее время все наше привычное существование подверглось серьезным испытаниям. Многое приходится переосмысливать и менять. Но жизнь продолжается. Кризисные явления, безусловно, создают препятствия, но и открывают новые возможности. Надеемся, что наш сегодняшний диалог поможет в какой-то мере работодателям сориентироваться в сложившейся ситуации и соразмерно и адекватно принимать управленческие решения, в том числе и в области трудовых отношений.

Государственная инспекция труда в Волгоградской области всегда открыта к конструктивному диалогу, готова оказывать консультационную помощь работодателям. В Инспекции организована работа телефонов горячей линии. Информация об их работе размещена на официальном сайте Государственной инспекции труда в Волгоградской области в сети Интернет (git34.rostrud.ru) в разделе «Контактная информация».

 

М.С. Ларина: Спасибо, Юрий Владимирович, за интересную беседу.

18.05.2020, 295 просмотров.

Баннер в подвале Баннер в подвале 2
© 1993-2020
ООО “КонсультантПлюс Волгоград»
400005, г. Волгоград, ул. Советская, 34
тел./факс: (8442) 43-27-27 (многоканальный)
e-mail: info@consvlg.ru

Создание сайта: Веб-решение